Конспект интегрированной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Эта наша общая Победа!»

Цель: формировать у детей чувство гордости за подвиг нашего народа во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательная: рассказать дошкольникам о городах Смоленщины, где проходили военные действия.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости и патриотизма за подвиги своих предков.
Развивающая: развивать мышление и логические операции при выполнении заданий квеста.
Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, презентация, паззл, фрагменты военных песен, мягкие модули, схема танка, 2 резиновых коврика, пальчиковые краски, заготовка картины «Салют Победы», влажные салфетки, памятные сертификаты и значки.

ХОД деятельности:
1. Мотивация к деятельности.
— Ребята, вспомните, какой месяц сейчас по календарю? Правильно, май. Весь месяц май и даже целый год посвящен одному из самых значимых событий нашей большой страны, России – это победа в Великой Отечественной войне! В этом году весь мир отмечает 76-летие со дня Великой Победы над фашизмом.
Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом. Вечная им слава.
С болью в душе мы скорбим о тех, кто не вернулся с поля боя.

2. Минута молчания.
— Давайте, минутой молчания почтим их память.
Военные действия проходили во многих городах нашей страны России, в том числе и на Смоленщине. Многие города нашей области героически держали оборону от немецко-фашистских захватчиков и внесли вклад в общую побед над врагом!
Сегодня мы с вами проводим квест-путешествие во времени, посвященное Дню Великой Победы. Узнаем, какой вклад в общую победу внесли города Смоленской области и какие испытания прошли герои нашей страны в те тяжелые годы.
Наша Смоленская область на карте похожа на сердце, в которое входит много разных городов – больших и маленьких. Главным городом является, конечно же Смоленск, здесь происходили главные военные действия, но и в других городах смелые солдаты защищали свою родину! Именно в путешествие по таким городам мы сегодня и отправимся! Но наше путешествие будет не простым, посмотрите у меня есть вот такой предмет, на что он похож? Правильно, на карту, но приглядитесь, здесь отсутствуют детали, карта не полная!
За каждое выполненное задание на станции вы будете получать фрагмент паззла с городом Смоленской области, узнаем, чем стало известно это место в военные годы и соберем полную карту.

3. Работа команды на маршруте:
Итак, мы начинаем… Отправляемся по станциям.
Работа команд на маршруте: прохождение игровых заданий в сопровождении воспитателей.

3.1. станция «Никто не забыт, ничто не забыто» (Пржевальское)

16 июля 1941г., утром, немецко-фашистские захватчики вошли в Слободу (ныне Пржевальское). Основной бой шёл у школы. Она стала первым сгоревшим зданием, за которым последовали дома центральной улицы. Слобода была сдана. Школьную территорию невозможно было узнать: развалившиеся печи среди дымящихся головешек, поломанные насаждения, разбитая ограда — ею немцы огородили находившееся напротив кладбище своих солдат из девяти могил. Освобождено село было лишь через год.
Несмотря на то, что 16 июля 1941 г. Слобода была сдана, продвижение врага было задержано на 8 часов. А это для военного времени очень много! В борьбу с врагом здесь вступила не армия, а мирные люди, взявшие в руки боевое оружие, чтобы защитить свое село, свою страну от непрошенных гостей. Это был первый бой партизан Смоленщины. Вспомните, ребята, кого называют партизанами? В честь этого события в селе Пржевальское установлен «Памятный знак первому партизанскому бою».
Сейчас ребята, вы сможете почувствовать себя настоящими партизанами и попробовать передать важные данные для наших солдат.
Игра «Шифровка». Дети становятся в одну колонну друг за другом. Последний ребенок в колонне рисует на спине впереди стоящего шифр (точки по аналогии с точками на игральном кубике), задача ребенка запомнить шифр и передать следующему и так до первого ребенка в колонне.
— Какая шифровка у вас получилась?
— За выполненное задание вы получаете фрагмент паззла с поселком Пржевальское. Давайте добавим фрагмент на нашу карту.

3.2. станция «Песня тоже воевала!» (Ельня)

Ельня – небольшой город в Смоленской области. Вся история города Ельни пропитана героизмом.
Этот город знаменит своими танковыми сражениями, которые сдерживали врага и защищали мирных жителей.
На окраине города Ельни, у деревни Шарапово, даже установлен памятник – настоящий танк, который к тому же очень знаменитый, он принимал участие в освобождении Белоруссии и дошел до Берлина!
— В следующем задании я предлагаю вам укрепить танковые войска еще одной боевой машиной! Все вместе по схеме постройте из мягких модулей настоящий боевой танк!
— За выполненное задание вы получаете фрагмент паззла с Ельней. Давайте добавим фрагмент на нашу карту.

3.3. станция «Стихи, рождённые войной» (Вязьма)

Много военных действий и операций проходило на смоленской земле и одно из самых знаменитых случилось в Вязьме – «Вяземский котел».
Немецко-фашистские захватчики хотели победить Вязьму и дальше захватить Москву. И вот, армия врагов окружила наших солдат. Несмотря на то, что наших солдат было меньше, чем врагов, они смогли на протяжении двух недель сдерживать вражескую армию и не пускать их дальше к Москве. Это был самый настоящий подвиг наших солдат, который спас многих людей.
— Во время самых опасных сражений солдаты не только крепко держали оружие, но и сочиняли стихотворения, в которых рассказывали о событиях вокруг. И вот вам следующее задание: давайте вспомним и расскажем стихи о войне в память о погибших солдатах.
— За выполненное задание вы получаете фрагмент паззла с Вязьмой.

3.4. станция «Катюша» (Рудня)

Город Рудня известен на всю Россию тем, что именно здесь прозвучал один из первых залпов боевой машины, которую ласково называли «Катюша».
24 июля 1941 года тремя залпами по противнику Катюша остановила наступление врагов на целый день!
В Рудне стоит не просто памятный монумент, посвященный «Катюше», а самая настоящая боевая машина. Однажды, когда объект реставрировали, памятник задымился под напильником. Зародилась легенда, что «Катюша» десятилетиями стояла в полной боевой готовности. Но, как пояснили Смоленские спасатели МЧС, боевых зарядов и снарядов не было, а оставшегося взрывчатого вещества хватило бы на серьезное происшествие.
И вот следующее задание: а вы знаете, как солдаты поднимали себе настроение и боевой дух? Конечно же настоящей военной песней!
— Следующее ваше задание — музыкальное. Сейчас вы услышите отрывки из военных песен. Ваша задача — назвать песню.
Предлагаются музыкальные фрагменты следующих песен: «Журавли», «Три танкиста», «Священная война», «День Победы», «Катюша», «На безымянной высоте», «Прощание славянки», «Синий платочек».
— Правильно, ребята, вы угадали все военные песни, которые поднимали боевой дух солдат!
— За выполненное задание вы получаете фрагмент паззла с городом Рудня.

3.5. станция «Соловьёва переправа» (Соловьево)

Соловьево – маленькая деревня в Кардымовском районе Смоленской области, но даже здесь велись большие военные действия.
Соловьево знаменито тем, что в начале Великой Отечественной войны немецко-фашистские воска захватили наших соседей, жителей Белоруссии, и чтобы спастись от врагов они через реку Днепр переправлялись к нам на смоленскую землю, в деревню Соловьево. Моста на том месте не было, как вы думаете, как тогда можно было перебраться через Днепр?
Солдатами был сделан канатный паром. Вместимость парома была небольшая — всего на две машины. Паром перетягивали от одного берега к другому при помощи ручной лебедки.
Несмотря на постоянные бомбардировки и артиллерийский обстрел, переправа работала. Рядом с паромом неоднократно пытались строить временные мосты из подручных материалов, однако из-за обстрелов служили они недолго. В периоды, когда паром ремонтировался или был занят переправой техники, люди, в том числе и раненные, переплавлялись через Днепр вплавь.
Благодаря этому парому многие люди избежали плена и остались живы.
А вот вам и следующее задание: сейчас вы попробуете одной командой перебраться на соседний берег, прямо как тогда в военные действия!
Дошкольники построены в колонну по одному перед стартовой чертой («на берегу»), в руках у направляющего по два резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладет один коврик перед собой на пол и на него быстро становятся два, три или четыре человека (в зависимости от длины и ширины коврика). Затем направляющий кладет на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, передавая первый коврик дальше. И так, поочередно, перескакивая с коврика на коврик, группа переправляется через «реку» на противоположный «берег», где участники остаются за финишной чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следующей группой. Игрокам не разрешается становиться ногами на пол. Участники, нарушившие это условие, выбывают из игры (считаются «утонувшими»).
— Какие вы ловкие! Ни одного бойца не потеряли! За выполненное задание вы получаете фрагмент паззла с деревней Соловьево.

3.6. станция «День Победы» (Смоленск)

Чтобы люди помнили о героизме солдат, воевавших во время Великой Отечественной войны установлено много памятников, в том числе и в нашем городе Смоленске.
А иногда, глядя на здание и не угадаешь, что это памятник! Например, здание гостиницы «Смоленск», которое во время войны одно из немногих осталось целым, сейчас это здание суда, рядом с парком. Оно знаменито тем, что именно на его крыше водрузили красное знамя, которые стало символом освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Жители города Смоленска увидев издалека этот флаг сразу узнавали, что мы победили врага и радостно кричали «Уррраааа!».
А как еще можно отпраздновать победу? Правильно салютом!
— Вот вам и последнее задание. С помощь пальчиковых красок дополните нашу картину красивым салютом!
— Какой чудесный салют у вас получился в честь победы! За выполненное задание вы получаете фрагмент паззла со Смоленском. Давайте поставим его на карту.

4. Подведение итогов.
— Вот и последний фрагмент паззла мы вернули на место. Посмотрите, у нас получилась настоящая карта боевых городов, где мы сегодня побывали! Это карта останется у нас в группе, как наш боевой и памятный трофей!
Итак, наше путешествие подходит к концу. Сегодня вы узнали много нового не только о Великой победе, но и родной Смоленщине.
Помнить о подвиге солдат и мирных жителей нужно не только в праздник 9 мая, хранить память нужно каждый день. И как напоминание о героизме нашего народа и сегодняшнем занятии разрешить вручить вам сертификаты и сувениры.
Вручение именных сертификатов и значков.
5. Рефлексия.
— Ребята, прислушайтесь сейчас к себе, что вы чувствуете? Какие сейчас у вас эмоции и настроение?
— Какое задание на станции было для вас самым сложным? Как вам удалось с ним справиться?
— Какое задание на станциях вам понравилось больше всего и почему?
Все задания вы выполняли одной командой. Помогая друг другу, как настоящая рота солдат. В этом и есть залог победы – когда мы едины, мы не победимы!
Помните о Великой победе и о тех героях, которые ее подарили нам!
Звучит песня «День Победы!».

Презентация к контекту

 

«Как рассказывать детям о Великой Отечественной войне?»

(методические рекомендации)

Детям нужно знать: война – это плохо и страшно, люди боятся ее и хотят жить в мире. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не допустить новой войны. В рассказе о войне говорить не только об ее ужасах, но и о том, как хрупок наш мир, и как важно научиться его беречь. Но рассказывать стоит с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Для этого необходимы рекомендации для педагогов, которые помогут им подготовиться к разговору с дошкольниками о Великой Отечественной войне. Как рассказать детям о войне? О чём можно рассказывать детям?

С чего начать беседу?
Перед тем как рассказать ребенку о войне, педагогу нужно самому прочувствовать то, что пережили люди в военное время. Сделать это можно, например, через чтение книг, прослушивания песен и просмотр художественных и документальных фильмов о военных годах. Побеседовать со своими родителями, бабушками, дедушками. Во время войны никто не остался безучастным, каждый своим трудом или подвигом защищал, оборонял свою Родину и ковал победу. И поэтому, в любой семье найдутся родственники, которым есть что рассказать о войне. Наверняка, у всех сохранились альбомы со старыми фотографиями своих родственников –фронтовиков. А в красной, потёртой от времени, коробочке лежат медали, ордена дедов и прадедов. И глядя на лица людей с фронтовых фотографий, из наших глаз невольно катится слеза. Какая им досталась доля. Но благодаря этим людям, отдавшим, свою молодость, свою жизнь, мы сейчас живём с вами в мире, без войны. К сожалению, фронтовиков – ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше и меньше. И каждый из нас должен понимать, что придёт такое время, когда их в живых никого не останется. Так давайте, люди, сохраним свою любовь и уважение к ещё оставшимся пока живым ветеранам войны. Помогайте им в быту, дарите им цветы и свои лучезарные улыбки, беседуйте с ними, слушайте и записывайте их рассказы. Их осталось совсем немного…. Это наша история….

Что можно рассказывать?
Младшим дошкольникам:
Рассказывать о войне нужно с особой осторожностью. Педагог должен мягко объяснить суть войны, но не акцентировать внимание на гибели и горестях. О блокаде Ленинграда достаточно сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Нужно показать, что люди защищали страну, не жалели себя, и поэтому сейчас мы можем жить в мире.
С пяти лет дети хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и историях:
1) Можно показать дошкольникам портрет своего деда в военной форме из семейного альбома, показать его боевые медали и ордена. Рассказать, как он жил до войны, как ушел на фронт, как воевал. Написать письмо дедушке и сложить его треугольничком, как это делали на фронте.
2) Предложить детям вспомнить, кто из членов их семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть с детьми семейные фотографии военных лет.
3) Рассмотреть на картинках медали и ордена, которыми награждали доблестных солдат и офицеров в Великую Отечественную войну 1941 -1945 годов, или посмотреть документальный фильм.
4)Рассказать детям как началась война:
Что 22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов – фашистов. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась страшная война, которая продолжалась четыре года. Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран. Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года. А в июне того же года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Воины- победители торжественно прошли по площади и бросили на землю знамёна побеждённых фашистов. Это был Великий день!
5) Рассказать детям как мы отмечаем День Победы?
Утром 9 мая в главных городах России, в Москве и Санкт- Петербурге, проходят военные парады. (Объяснить детям, кто такие ветераны? Это люди, которые сражались с врагами на фронте и в тылу). Ветераны Великой Отечественной войны одевают ордена и медали, устраивают торжественное шествие по улицам. Потом ветераны собираются вместе и вспоминают своих товарищей, то как они воевали, поют песни военных лет. В День Победы люди возлагают к военным памятникам, к вечному огню венки и цветы.
А вечером, когда стемнеет, начинается Салют Победы! Взлетают в небо разноцветные огни, рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются. Пусть никогда больше не будет войны! Пусть всегда будет мир!
6)Предложить детям послушать и выучить стихотворение «Пусть будет мир» (Н. Найдёнова)
7) Для детей среднего дошкольного возраста можно предложить мультфильмы. Например, «Солдатская сказка» или «Теплый хлеб».
8)Показать детям иллюстрации Военного Парада на Красной площади после окончания войны и в современном мире. Празднование Победы и Салют Победы в Москве.

Детям старшего дошкольного возраста:
1) В беседе с детьми, ещё раз объяснять ребёнку:
— кто такие ветераны;
— почему День Победы называют праздником со слезами на глазах;
— за какие заслуги награждали военных орденами и медалями;
— для чего нужен вечный огонь;
— как мы должны относиться к тем людям, которые сражались за нашу Родину и отдали за неё жизнь.
2) Нужно рассказать о подвигах детей на фронте и в тылу врага, о жизни в блокадном Ленинграде через дневники Тани Савичевой. Рассказать о войне помогут и произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами.
3) Можно показать детям репродукции картин на военную тематику. Это могут быть сцены прощания и проводов на фронт, картины о подвигах и человеческом горе, моменты отдыха и празднование Победы.
(Познакомить детей с картинами художников: Александр Локтионов «Письмо с фронта»- 1947 год, Михаил Хмелько «Триумф победившей Родины» — 1949 год, Пётр Александрович Кривоногов «Защитники Бретской крепости» — 1951 год).
4) Предложить родителям детей посмотреть телепередачу «Парад на Красной площади», или в своём родном городе быть очевидцем прохождения военного парада.
5)Предложить родителям прогуляться по городу с ребёнком, рассмотреть праздничное украшение города, возложить цветы к памятникам воинской славы, понаблюдать с детьми за праздничным салютом.
6) Помочь рассказать о войне могут и фильмы. Предложить родителям посмотреть вместе со старшими дошкольниками фильмы о войне. Например, советские фильмы: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры».
Также ребенку можно показать итальянскую трагикомедию «Жизнь прекрасна» (1997) – фильм о еврейском мальчике, который вместе с отцом попадает в концлагерь. Отец решает спасти сына не только от смерти, но и от страха. Он говорит ему, что все происходящее – большая игра, и если будешь соблюдать правила, то обязательно выиграешь приз – настоящий танк. Фильм «прикрывает» ребенка-зрителя выдуманной игрой.
При обсуждении фильмов и мультфильмов нужно не торопиться отвечать на вопросы детей: «Вот почему его награждают, а он плачет?», «Почему они победили, а музыка все равно грустная?». Стоит спросить: «А как ты сам думаешь? Как бы ты сам объяснил?». Необходимо делать паузы, давать ребенку возможность достроить логическую цепочку. Пусть он выскажется сам.
7) Предложить послушать военные песни: «Прадедушка», «День Победы», «Главный праздник», «Катюша», «Три танкиста»
8) Предложить детям выучить отрывок стихотворения М. Исаковского «На век запомни…» и поздравить близких с праздником.
9) Предложить детям по сюжетным картинкам о войне, о праздновании Дня Победы составить свой небольшой рассказ.
10) Предложить родителям вместе с детьми составить небольшой рассказ о подвигах героев Великой Отечественной войны: лётчиках (Покрышкине А. И., Маресьеве А. П. и др., танкистах (Колобанове З. Г. и др., снайперах, медсёстрах, пехотинцах. Предложить изготовить книжечку (как открытку) из листа А4, сложить пополам, на внешней стороне ребёнок нарисует героя, о котором будет рассказывать, внутри взрослый или ребёнок печатными буквами запишет рассказ. Ребёнок должен рассказать самостоятельно.
Предложить детям организовать в группе выставку таких книжек — самоделок.
11) Предложить родителям вместе с детьми изготовить из бросового материала боевую военную технику для выставки к празднованию Дня Победы! К Дню 9 мая! Которая будет организована в группе детского сада.
В заключении рекомендации «Как рассказать детям о войне» можно сказать, что невозможно о войне рассказать за один раз. К повествованиям нужно возвращаться периодически. Не стоит опережать информацией интерес ребенка, необходимо отвечать на детские вопросы, рассказывать по мере взросления все больше и больше. Обязательно нужно следить за реакцией дошкольников, чтобы не травмировать их.
И самое главное, нам ни года не следует забывать, какой ценой досталась это победа над фашизмом! Поэтому нужно ценить сегодняшнее мирное и спокойное время. И быть благодарным нашим ветеранам войны и тыла! И так же доблестно как наши предки продолжать охранять и защищать от внешних врагов рубежи нашего государства.

Список литературы:
Произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами:
1) «Похождения жука-носорога» К. Г. Паустовский
2) «Стальное колечко» К. Г. Паустовский
3) «Дорога жизни» Н. Ходза
4) «Письмо с фронта» А. В. Митяев
5) «Твои защитники» Л. А. Кассиль
6) «Как Серёжа на войну ходил» Ю. Я. Яковлев
7) «Кукла» Г. А. Черкашин
8) «Галина мама» С. М. Георгиевская
9) «Вот как это было» Ю. П. Герман
10) «Генерал» Джон Чартерс

Список мультфильмов:
Мультфильмы о войне, которые можно показать дошкольникам:
1) «Тёплый хлеб» (1973) – философская история по мотивам сказки К. Г. Паустовского.
2) «Василёк» (1973) – история о мальчике Васильке, который ищет своего пропавшего на войне дедушку.
3) «Легенда о старом маяке» (1976) – приключения ребят, которые помогают зажечь маяк, чтобы советские корабли вошли в бухту и разгромили немцев.
4) «Партизанская снегурочка» (1981) – мультфильм посвящён всем детям, которым пришлось жить в самые голодные и страшные годы войны.
5) «Солдатская сказка» (1983) – история фронтовика Петра и жука – носорога, который стал ему настоящим боевым товарищем.
6) «Солдатская лампа» (1984) – рассказ о мальчике Глебе, его дедушке и о солдатской лампе – коптёлке, сделанной из патрона.

Туристические маршруты

Объекты